Всё о служебной тайне и её охране

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Всё о служебной тайне и её охране». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.

# Какие предприятия должны защищать персональные данные?

Определение Согласно статье 3 ФЗ-152, вводится термин «оператора», под которым понимается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных, а также определяющее цель обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с ПДн. Предприятия, попадающие под озвученное определение, согласно статье 18.1 всё того же ФЗ-152, обязаны принимать достаточные и необходимые меры по защите персональных данных, обеспечивая тем самым выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов.

Лицензия ТЗКИ, выдаваемая ФСТЭК

Обратите внимание, что деятельность по технической защите конфиденциальной информации подлежит лицензированию. Наиболее востребованной для типовой организации, осуществляющей деятельность по защите конфиденциальной информации, является наличие лицензии ТЗКИ, выдаваемой ФСТЭК РФ. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 августа 2006 г. № 504: ТЗКИ (Техническая защита конфиденциальной информации) — это комплекс мероприятий и/или услуг по защите информации от несанкционированного доступа, включая технические каналы, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа.

# Какова ответственность в случае нарушения требований по защите ПДн?

Вопрос ответственности за невыполнение требований законодательства по защите ПДн является часто задаваемым. Кто-то, отмахиваясь, полностью игнорирует законодательство о ПДн, считая его формальностью, кто-то, наоборот, приводит весомый список наказаний и боится наступления часа «Икс». Какова же реальность? Ответственность, за нарушение требований по защите ПДн Статья 24 закона № 152-ФЗ «О персональных данных» определяет вид ответственности за нарушение требований ФЗ, которая заключается в том, что лица, виновные в нарушении требований закона, несут

  • гражданскую ответственность;
  • уголовную ответственность;
  • административную ответственность;
  • дисциплинарную и иную ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Неисполнение требований закона «О персональных данных» приводит организации к следующим рискам:

  • гражданские иски со стороны клиентов или работников;
  • приостановление или прекращение обработки ПДн в организации;
  • привлечение организации и/или ее руководства к административной, уголовной, гражданской, дисциплинарной и иным видам ответственности;
  • приостановление действия или аннулирование лицензий на основной вид деятельности организации;
  • репутационные риски;
  • риски недобросовестной конкуренции.

Общедоступная информация

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации. То есть, если журнал публикуется в Интернете и находится в открытом доступе по решению его создателей, они вправе требовать ссылки на источник в случае использования информации из него где-либо еще.

К общедоступной также относится информация, доступ к которой нельзя ограничить. Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, указан в ст.10 Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ :

  • нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Система защиты государственной тайны

Bопросы защиты государственной тайны приобрели особую значимость в последние годы, в период глубоких социально­экономических преобразований в Российской Федерации, когда, с одной стороны, появляются новые угрозы безопасности государст­ва, а, с другой стороны, сложившиеся режимы защиты государст­венной тайны перестают срабатывать должным образом.

B общем смысле защита информации — комплекс мероприятий, проводимых собственником информации, по ограждению своих прав на владение и распоряжение информацией, созданию условий, ограничивающих ее распространение и исключающих или сущест­венно затрудняющих несанкционированный, незаконный доступ к засекреченной информации и ее носителям.

Полномочия муниципальных образований и государственных органов в процессе информатизации и международном обмене

Основными направлениями, по которым осуществляется взаимодействие органов местного самоуправления и государственных органов являются:

  • юридическое регулирование проблем местного самоуправления государством;
  • предоставление органам местного самоуправления отдельных полномочий, которыми обладают органы государственной власти, а также координация и контроль их реализации;
  • взаимодействие в области финансовой деятельности.

При этом в то же время в области информатизации органы как местного самоуправления, так и государственной власти, наделены такими полномочиями, как:

  • возможность установления принципов разделения информации, необходимой для осуществления деятельности органа власти в зависимости от его места в системе государственной власти;
  • обеспечение моделирования блоков информации по выполняемым функциям органа власти для более результативной подготовки и реализации решений в пределах компетенции государственного органа;
  • упорядочение комплекса имеющейся информации, ведение документации, передача дел на архивное хранение, предоставление сведений в специализированные фонды;
  • формирование информации, которая в дальнейшем будет предоставлена для организаций и граждан, компетентных в данной сфере, а также издание этой информации и уведомление всех заинтересованных лиц;
  • создание информационной системы в пределах ведения органа власти, внедрение постоянных инновационных, коммуникативных и информационных процессов и технологий в пределах своей системы;
  • обеспечение безопасного использования информации, следование правилам передачи информации иным органам государственной власти и местного самоуправления;
  • подготовка и работа с банками как официальной, так и массовой информации;
  • организация учета и контроля за информационными ресурсами органов власти, установление ответственности за его адекватность в соответствии с задачами и функциями государственного органа, обеспечение полнотой и своевременностью предоставления, хранение и возможности использования по назначению.

Муниципальные органы власти также имеют право принимать участие в информационном обмене международного уровня. Данные органы выступают в роли субъектов права, которые представляют интересы населения относительно исполнения полномочий и реализации поставленных задач органов местного самоуправления.

Читайте также:  3-НДФЛ: какие изменения с 2023 года и скачать бланк

В качестве муниципальных образований по вопросам информационного обмена международного характера выступают органы местного самоуправления в пределах наделенных полномочий в рамках установленного законодательства, которое юридически определяет их статус. СМИ и муниципальные информационные службы также как и органы местного самоуправления имеют право участвовать в международном обмене на самостоятельной основе.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
носители сведений, составляющих государственную тайну, — материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений;
доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;
гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;
средства защиты информации — технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, — совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
(абзац введен Федеральным законом от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание — введение в предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.
(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.
(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям статей 5 и 7 настоящего Закона и законодательству Российской Федерации о государственной тайне.
(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.
(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.
(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием

Должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее — собственник информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти.
Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписанного договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством.
Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством.
Не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации.

Защита государственной тайны

Государственная тайна защищает на основе Закона РФ «О государственной тайне»[89]. Он определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ, а систему защиты государственной тайны – как совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию следующие сведения:

– о чрезвычайных происшествиях, катастрофах и их последствиях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

– о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также преступности;

– о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам и организациям;

– факты нарушения прав и свобод человека и гражданина;

– о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;

– состояние здоровья высших должностных лиц РФ;

– о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носителе сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность, в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

В соответствии со ст. 20 Закона, к органам защиты государственной тайны относятся:

– межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

– органы государственной власти и их территориальные органы;

– организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом.

Органы государственной власти и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которой определяются указанными

Читайте также:  Что нужно учесть при сдаче НДФЛ в 2023 году

Руководителями, в соответствии с нормативными документами, утвержденными Правительством, и с учетом специфики проводимых ими работ.

Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

– принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению поверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

– согласие на частные или временные ограничения их прав;

– письменное согласие на проведение в отношении них полномочными органами проверочных мероприятий;

– ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

– принятие решения руководителем органа государственной власти или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо (ст. 21 Закона).

В соответствии со ст. 22 Закона, основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

– признание лица судом недееспособным или ограниченно дееспособным, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

– наличие у лица медицинских противопоказаний для работы с использованием введений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения РФ;

– постоянное проживание лица и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

– выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;

– уклонение лица от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти или организации в индивидуальном порядке, с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или суд.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

– расторжения с ним трудового договора в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

– однократного нарушения предусмотренных трудовым договором обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

– возникновения обязательств, являющихся основанием для отказа в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых на себя обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении, на основании этого, с ним трудового договора может быть обжаловано в вышестоящую организацию или суд (ст. 22 Закона).

Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны установлена несколькими статьями УК РФ: ст. 275 УК РФ («Государственная измена»), ст. 276 УК РФ («Шпионаж»), ст. 283 УК РФ («Разглашение государственной тайный») и др.

Основополагающим элементом государственной тайны по действующему законодательству выступают защищаемые государством отдельные категории сведений, перечень которых сгруппирован в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» по важнейшим направлениям деятельности государства. Понятие перечня сведений, составляющих государственную тайну, занимает исключительно важное место в процессе конструирования института информации, режим которой определяется как государственная тайна. Поэтому не случайно законодатель посвящает этому перечню специальный раздел Закона РФ «О государственной тайне».

Определение понятия «государственная тайна»

Определение понятия «государственная тайна»

Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» дает следующее определение понятия государственной тайне:

государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Из текста данного понятия следует, что организация системы защиты государственной тайны в Российской Федерации, контроль ее состояния и надзор за соблюдением законодательства в области защиты государственной тайны возложены на государство.

Cистема защиты государственной тайны – это совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

К органам защиты государственной тайны относятся: межведомственная комиссия по защите государственной тайны; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы; органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Понятием «государственная тайна» определены области, в которых она может быть применена. Таких областей шесть: военная, внешнеполитическая, экономическая, разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, указанным выше законом представлен в каждой из этих областей.

Но есть и сведения, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. Это сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Вам будут интересны разработанные нашими экспертами методические материалы по обеспечению режима секретности.

Раздел I. Общие Положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности (далее — органы государственной власти), органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно — правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

  • государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

  • носители сведений, составляющих государственную тайну, — материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

  • система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

  • допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений;

  • доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

  • гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

  • средства защиты информации — технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;

  • перечень сведений, составляющих государственную тайну, — совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Читайте также:  Налог с продажи автомобиля для физических лиц в 2023 году

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты

1. Палаты Федерального Собрания:

  • осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;

  • рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;

  • определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.

2. Президент Российской Федерации:

  • утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;

  • утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

  • утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

  • заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;

  • определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации;

  • в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

3. Правительство Российской Федерации:

  • организует исполнение Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;

  • представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

  • представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

  • устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;

  • организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

  • определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;

  • устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, если социальные гарантии либо порядок предоставления таких социальных гарантий не установлены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

  • устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;

  • заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам или международным организациям;

  • в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:

обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;

обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации;

устанавливают размеры предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;

обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;

реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;

вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

5. Органы судебной власти:

  • рассматривают уголовные, гражданские и административные дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

  • обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;

  • обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;

  • определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

Понятие государственной тайны

Сегодня мир насчитывает больше 250 стран. Практически все процессы, которые касаются глобализации, напрямую высвечивают все больше общих базовых интересов. Последние присущие каждому государству и создают определенные тесные связи между ними.

Замечание 1

Стоит заметить, что абсолютно каждая страна вместе с общими интересами, обладает и своими индивидуальными. Информация, которая отражает подобные интересы, иногда носит строго принципиальный характер.

Также, они, в обязательном порядке, должны быть сохранены в тайне. Именно поэтому, имеют место нормы права, которые направлены на определенное ограничение права использовать информацию. Последняя, как правило, должна носит характер государственной тайны.

Законодательство Российской Федерации регламентирует моменты, имеющие прямую связь с государственной и коммерческой тайной и базируются на Конституции РФ. Самым основным считается Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне».

Определение 1

В первую очередь, нужно определить, что же собой представляет государственная тайна. Опираясь на вышеуказанный Закон, государственной тайной считаются сведения, которые пребывают про протекцией государства, в сфере его деятельности военного, внешнеполитического, экономического, разведывательного, контрразведывательного и оперативно-розыскного характера.

Распространение подобной информации способно нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Замечание 2

Как правило, допуск к самой государственной тайне предоставляется вовсе не всем. Подобное право имеют лишь те граждане, либо организации которым это необходимо по роду деятельности. Стоит заметить, что делается это посредством определенной процедуры.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *